Общественная палата

Брянской области

 
Общественная палата Брянской Области

Уважаемые руководители и представители общественных организаций и объединений, политических партий и движений, жители города и области!

Общественная палата Брянской области приглашает всех, кто неравнодушен, кто не чувствует себя дистанцированным от процессов, происходящих в обществе, к диалогу. Только совместными усилиями, опираясь на гражданское общество, мы можем сделать много доброго и полезного.

 

текст доклада

Гражданское, патриотическое и духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи во внеучебное время

 

Бережное отношение к гражданским и духовным ценностям, лучшим традициям отечественной культуры является признаком зрелости, величия нации и важным условием ее поступательного движения. Общество, утратившее способность защищать и развивать свою культуру, теряет духовную опору и саму способность развития.

Об этом говорится в Послании Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, где отмечается, что дефицит духовных скреп можно преодолеть, опираясь на   богатство российской культуры и традиционные ценности.

Студенческая молодежь всегда являлась заметной общественной группой,   влияющей на социально-политическое и духовно-нравственное развитие общества. Период студенчества выступает как возраст, открытый поискам идеалов и ценностей.

Поэтому постановка во главу угла в современной воспитательной работе вопроса о  развитии гражданственности, патриотизма,  укреплении духовно-нравственных скреп современной молодежи отвечает стратегическим  национальным интересам России.

Как позволяет судить обобщение опыта, такой подход принят и реализуется подавляющим большинством образовательных организаций России.

Несомненно,  гражданско-патриотическая и духовно-нравственная компоненты становятся базовыми составляющими всех направлений воспитательной работы, однако, наше внимание сегодня сконцентрировано именно на внеучебной деятельности высших и средних специальных учебных заведений области.

Жизнь молодых людей не ограничивается рамками студенческой аудитории и временем, отведенным на общение с преподавателем в ходе лекции или практического занятия.

Внеучебная деятельность обладает порою более высоким воспитательным потенциалом, поскольку оставляет больше возможности для активности и самостоятельности, проявления собственной гражданской позиции и личных инициатив.

 

В большинстве образовательных организаций Брянщины накоплен и достаточно активно используется опыт воспитательной работы, позволяющий решать задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Проанализируем эффективность  этого опыта и попытаемся выявить проблемы, с которыми сталкиваются учебные заведения области как организаторы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Опыт и вузов, и   средних специальных учебных заведений показывает, что задачи гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания можно эффективно осуществлять через механизм внедрения Целевых Программ гражданско-патриотического воспитания студентов. Это позволяет более рационально построить модель внеучебной работы, обеспечить более системную организацию воспитательных мероприятий, систематизировать взаимодействие с общественными организациями города и области. Достаточно подробно охарактеризовали свои программы БГИТА,  БГУ, аграрный университет,  кооперативный техникум.

Существенную роль в реализации этого направления воспитательной деятельности играют кафедры философии, истории, политологии и социологии (или преподаватели в колледжах).   На это обращают внимание практически все образовательные организации, представившие в Совет ректоров свои аналитические справки. В БГИТА на базе кафедры философии, истории и социологии создан Центр по формированию гражданственности и патриотизма, клуб любителей истории; в БГУ на  кафедре философии, истории, и политологии  действует совет по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студентов, дискуссионный клуб «Диалог»; в МПСУ - дискуссионно-правовой клуб «Сократ», школа ораторского искусства; в БГТУ - «Центр живой истории «Кветунь», лига парламентских дебатов; в филиале финуниверситета - дискуссионно-политический клуб, в филиале РАНХиГС  - патриотический клуб «Память» в строительном колледже - гражданско-патриотический клуб «Встреча».  Кафедры философии, истории, политологии аграрного университета и государственного университета систематически проводят тематические студенческие олимпиады, организуют встречи студентов с представителями общественных организаций, студенты приглашаются на заседания Брянского философского общества. Такие формы работы направлены на формирование у молодых людей высокой гражданской культуры, способности выражать и отстаивать собственное мнение в рамках цивилизованного диалога.

Для этой же цели преподавателями общественных дисциплин используются активные формы работы: семинары в диалоговом режиме, дискуссии,  деловые игры,  тренинги. В БГУ и МПСУ достаточно активно используется методика Гражданского форума, созданная  для того, чтобы помочь молодым людям осознать необходимость выбора из нескольких вариантов поступков или поведения  в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.

В рамках Гражданских Форумов обсуждались   проблемы развития молодежного добровольчества в Брянской области, проявления толерантности между людьми разных национальностей и вероисповеданий; вопросы, связанные с охраной мест боевой славы, открытием новых и сохранением существующих памятников природы земли Брянской и др. Подобные задачи решает традиционная «Неделя гласности» в БГИТА.

Под руководством преподавателей  философии истории, социологии и политологии выполняются творческие   исследования студентов, связанные с анализом общественного мнения, социальными настроениями студенческой аудитории. В качестве примера можно привести социологические опросы «Жизненные ценности и интересы студентов в условиях модернизации российского общества», «Гражданственность и патриотизм в системе ценностей студенческой молодежи» (БГИТА), социологическое исследование  «Определение уровня гражданской  культуры молодых брянцев» (БГУ).

Проблемы гражданственности и патриотизма активно представлены и  во внеучебной научной деятельности студентов.  Практически каждое учебное заведение предоставило примеры такой деятельности. Так,  в течение 8 лет БГУ организует студенческую научно-практическую конференцию «Гражданское образование и воспитание: ценности и приоритеты». С 2012 года конференция имеет статус Всероссийской. Наряду со студентами вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Смоленска, Курска, республики Беларусь активное участие в работе конференции принимают студенты БГИТА, БГТУ, аграрного университета, строительного колледжа, медицинских колледжей г. Брянска. Студенческие исследования публикуются в сборнике материалов, авторы получают  сертификаты участников конференции. В 2014 году в БГИТА состоялась Международная научно-практическая конференция «Региональная культура: инновационные аспекты развития», студенческие научно-практические конференции, посвященные памятным датам и событиям в истории России, проводятся в аграрном университете, филиалах финансового университета и РАНХиГС.   Студенты кооперативного техникума участвуют в совместных конференциях в республике Беларусь,  строительного колледжа - в конференциях на базе краеведческого музея и т.п. Исследовательская работа, научное творчество обучающихся пробуждают в молодых людях сознательность, активность в выборе решений, воспитывает потребность постоянного самообразования, что и лежит в основе гражданственности как свойства личности.

Несомненно, наиболее эффективным направлением гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания остается досуговая внеучебная деятельность, то есть та работа, которая собственно и реализуется образовательной организацией за рамками учебного процесса.

Отличительной чертой такой работы   стало создание дискуссионных площадок, в рамках которых организуются   встречи студентов   с    политическими и общественными деятелями города, области, России и даже всего мира. Гостями БГУ в разные годы были Председатель Федерального Собрания Совета Федераций РФ, комиссар по правам человека Совета Европы, депутаты Государственной Думы РФ, общественные деятели, послы Германии, Ирландии, США и других  государств. В БГИТА, БГТУ, кооперативном техникуме организовывались встречи студентов с депутатами Государственной Думы РФ, областной Думы, представителями органов правопорядка, призывного пункта военкомата.    Почетными гостями филиалов финуниверситета, РАНХиГС и строительного колледжа стали ветераны войны, боевых действий.   Во всех учебных заведениях проводятся встречи студентов с представителями Брянской Митрополии.  Видеоматериалы  таких встреч сохраняются и используются в формате кураторских часов, круглых столов и дискуссионных площадок, посвященных проблемам гражданственности, патриотизма, духовности.

Особую роль в нравственно-патриотическом воспитании студенческой молодежи играют музеи учебных заведений.  Значимый опыт музейной работы накоплен в аграрном университете, БГУ, БГИТА, строительном колледже. Собранные экспонаты наглядно повествуют о годах становления учебных заведений, героическом времени Великой Отечественной войны и о современных достижениях.   Музеями совместно со студентами проводится постоянная работа по сбору материалов об участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла; создаются памятные места, хранящие страницы истории (стела Погибшим сотрудникам и студентам в БГУ, мемориальные доски памяти выпускников, погибших в Чечне в БГИТА, Мемориал Славы павших за Родину в аграрном университете)

Важное место в воспитании гражданственности и патриотизма занимают Советы ветеранов учебных заведений, которые организуют встречи ветеранов войны и труда со студентами, в том числе в дни профессиональных праздников,   и памятных для нашего народа дат.

Нельзя сбрасывать со счетов и работу библиотек, где проводятся тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории и истории учебных заведений, формируется депозитарный фонд изданий сотрудников, имеющий историческую и научную ценность. Общими для всех образовательных организаций стали выставки, литературно-музыкальные гостиные, творческие вечера, посвященные дням воинской славы,  памятным датам в истории области, города, истории учебных заведений.

Существенное влияние на процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания оказывают и вузовские средства информации. В БГУ, аграрном университете, БГИТА, кооперативном техникуме организована работа кинозалов, кинолекториев, где демонстрируются лучшие произведения отечественной кинематографии, фильмы о русской ратной славе, патриотах Отчизны. В филиале РАНХиГС проводится молодежный студенческий кинофестиваль. Газета «Брянский университет» знакомит своих читателей с историей вуза и со знаковыми событиями дня сегодняшнего, с лучшими студентами и сотрудниками университета. Студенты  самостоятельно готовят материалы, связанные с судьбами людей, работавших или учившихся в родном вузе. В газете периодически публикуются материалы под рубрикой «Ветераны вуза», где идет речь о заслуженных работниках университета - ветеранах войны и труда, чья жизнь может стать примером для подрастающего поколения.

В реализации концепции гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания определяющую роль играет включение молодых людей в процесс активной  социально-значимой деятельности.

Высоким гражданско-патриотическим потенциалом обладают  молодежные акции, традиционно реализуемые  волонтерскими объединениями и студенческими специализированными отрядами:   уборка воинских захоронений и массовых захоронений жертв фашизма («Лесные сараи», «Медвежьи печи» и др.); уборка территорий, прилегающих к домам ветеранов ВОВ; концерты творческих коллективов   в больницах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов; экологические и донорские акции; реконструкция памятников природы, природных источников и т.п. все без исключения вузы и колледжи, предоставившие в совет ректоров информацию, приводят достаточно подробные отчеты о деятельности добровольческих студенческих отрядов и их успехах. Например, только по итогам 2014года поисковый отряд аграрного университета занял 1 место среди поисковых отрядов Минсельхоза РФ,  волонтерский проект БГУ «Поколения вместе» стал победителем Всероссийского конкурса   развития органом студенческого самоуправления в номинации «Лучший студенческий социальный проект в сфере добровольчества», проект «Несущий знания -  бессмертен» стал лауреатом Всероссийского форума «Великая победа великой страны», призовые места во Всероссийском конкурсе проектов по молодежному самоуправлению заняли проекты БГИТА «Россия сильна тобой» и «Национальное достояние России». Студенческий механизированный отряд «Русич»  аграрного университета вошел в тройку победителей  среди мехотрядов Минсельхоза РФ, студенческий оперативный отряд БГУ стал победителем областного смотра-конкурса оперотрядов и добровольных народных дружин, волонтеры БГТУ за активную деятельность получили награду Губернатора Брянской области.

 Доброй традицией всех учебных заведений стало развитие студенческого творчества    патриотического содержания (фестиваль ко Дню защитников Отечества Аграрный университет; фестиваль солдатской песни «Солдаты России» филиал  РАНХиГС; разножанровый фестиваль студенческого творчества    «Ради жизни на Земле» БГУ; литературно-музыкальная гостиная «Нам нужна одна победа» БГИТА; студенческий праздник ко Дню защитников Отечества «Непобедимая и легендарная»  строительный колледж и другие).

Студенты всех учебных заведений - активные участники региональных областных и городских мероприятий - Парадов поколений,  митингов и акций гражданской направленности («Зажги свечу», «Сюда нас память позвала», памятные акции на мемориалах «Партизанская поляна», «Хацунь», «Стоянка Виноградова», у монумента «Дружба», в урочище «Лесные сараи» и т.п.).

Активно представлено в опыте работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию межведомственное взаимодействие учебных заведений с государственными структурами и общественными организациями региона:  УВД, УФСКН, департаментом образования, Брянской Митрополией, Военными комиссариатами (аграрный университет, БГУ, БГИТА), учреждениями культуры (Театр Драмы,  областная филармония, ТЮЗ и др.). Студенческие делегации активно принимают участие во всех без исключения областных и городских мероприятиях гражданско-патриотической направленности: митингах, Парадах поколений, праздничных шествиях, «Вахтах» и Эстафетах памяти и т.п.

Такое взаимодействие позволяет студентам включиться в освоение социальной среды, понять проблемы, которыми живет регион, пережить чувство сопричастности к знаковым событиям в истории родного края.

Таким образом, даже достаточно краткий анализ деятельности вузов и колледжей  Брянщины дает основание утверждать, что работа по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студенчества ведется.

В 2015 году это направление деятельности значительно активизировалось в связи с подготовкой празднования юбилея Великой Победы. Все аналитические справки учебных заведений содержат отдельный перечень программ и мероприятий, посвященных юбилею Победы. Это встречи с ветеранами, вечера памяти, тематические студенческие акции «Ветеран живет рядом», «Полевая почта ветеранов» (филиал РАНХиГС), конференции, посвященные партизанскому движению на Брянщине (аграрный университет), тематический проект «Наша общая Победа» (БГИТА), целевая программа «Нам этот мир завещано сберечь» (БГУ), «Уроки мужества» (строительный колледж), цикл тематических мероприятий «Дорогами памяти» (кооперативный техникум), участие в областных и Всероссийских париотических акциях БГТУ, филиалов МПСУ и финуниверситета и др. Планы работы в этом направлении включают по нескольку десятков отдельных (порою созвучных, перекликающихся) мероприятий, ориентированных на развитие эмоциональных переживаний личности, связанных в этой особой датой.

 Вместе с тем, следует отметить и ряд направлений работы, проблем, которые возникли как отклик на вызовы современной социально-педагогической ситуации.

Это работа по воспитанию толерантности и дружбы между молодежью разных национальностей. Сегодня коллективы большинства учебных заведений области многонациональны, в них получают образование представители разных  культур и вероисповеданий и педагогические коллективы не могут строить работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию без учета этого направления деятельности.

Особым направлением становится и работа по подготовке молодых людей к службе в вооруженных силах РФ. В БГУ в рамках такой деятельности прошли мероприятия по сдаче студентами норм ГТО, аграрный университет с нынешнего года ввел торжественные проводы студентов-выпускников в ряды вооруженных сил с обязательным благословением на службу священнослужителями, в кооперативном техникуме ежегодно проводится месячник оборонно-массовой работы, в БГТУ - соревнования юношей-допризывников и т.п.

Активизировалась в деятельности большинства учреждений образования спортивная составляющая воспитательной работы. Несомненно, занятия спортом и спортивные достижения ассоциируются сегодня с активной гражданской позицией молодых людей. Студенческий спортивный клуб БГУ, конноспортивная секция аграрного университета, туристско-спортивные мероприятия БГТУ, филиала РАНХиГС, строительного колледжа - это лишь отдельные штрихи в организации такой работы.

Серьезной проблемой в организации   гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студенчества остается преодоление инертности ряда молодых людей, осознанное включение их в социальную практику. Эта проблема постоянно затрагивается в педагогической периодике, в работе Совета проректоров по воспитательной работе РФ.

Учебными заведениями ведется целенаправленное освоение интернет-пространства, которое в силу своей анонимности выступает зачастую центром антипатриотических настроений.

Борьба с распространением наркотических веществ также требует неослабного внимания и систематизации.

 Таким образом, считаю необходимым отметить, что деятельность по организации   гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи должна приобрести более системный характер.

Ведущую роль в организации этой работы должны играть в вузах кафедры истории, философии, политологии и социологии, в колледжах и техникумах - предметно-цикловые комиссии, в состав которых входят преподаватели данных дисциплин.

Необходим поиск новых форм организации такой работы, в большей степени отвечающих вызовам времени: систематическое и целенаправленное освоение интернет-пространства; развитие подлинной активности и самостоятельности студенческих общественных организаций, органов студенческого самоуправления; создание условий для социокультурной адаптации студентов - иностранных граждан, представителей разных культур и конфессий;    использование  социально ориентированных форм внеучебной работы, включающих молодого человека в активную коллективную деятельность.

 

 

 

 
 
 
 
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску
© Общественная палата Брянской области
Разработка и поддержка сайта —
Bryansk.in