Общественная палата

Брянской области

 
Общественная палата Брянской Области

Уважаемые руководители и представители общественных организаций и объединений, политических партий и движений, жители города и области!

Общественная палата Брянской области приглашает всех, кто неравнодушен, кто не чувствует себя дистанцированным от процессов, происходящих в обществе, к диалогу. Только совместными усилиями, опираясь на гражданское общество, мы можем сделать много доброго и полезного.


Новости

<< Вернуться в раздел
06 Июня 2012

Очередное заседание Президиума Общественной палаты Брянской области

Дмитрий Медведев в 2009 году на совещании о мерах по снижению потребления алкоголя в России признался, что все ранее принятые государством меры по решению этой проблемы не принесли ожидаемого эффекта и поэтому глава государства предложил создать комплекс как ограничительных, так и разъяснительных мер, направленных на борьбу с алкоголизмом, а также шире использовать опыт зарубежных стран.

Сегодня в России просматриваются следующие особенности и тенденции подростковой наркомании и алкоголизма:

• рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;

• высокий темп роста наркомании, особенно детской и подростковой;

• значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напитков, нарастающее распространение героина, кокаина и синтетических наркотиков;

• полинаркомания (употребление всего подряд в немыслимых сочетаниях);

• тенденция к омоложению: более раннему возрасту употребления наркотических веществ;

• широкая доступность так называемых вовлекающих наркотиков и включение их в молодежную субкультуру, что обеспечивает рекламу наркотиков и снижение «порога страха» перед их применением; существование налаженной системы вовлечения в употребление наркотиков детей и подростков;

• изменение структуры наркомании от болезни, характерной для определенного круга лиц (социально неблагополучные, страдающие пси¬хическими нарушениями, имеющие криминальное прошлое), к состоянию, характерному для большей части молодежи;

• феминизация (все большее количество молодых девушек начинают употреблять наркотики);

• неграмотность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту;

• малая широта распространения проводимых профилактических мероприятий (образовательных) отсутствие научного подхода, неадаптированность к российским условиям, некомпетентная активность;

• все возрастающий страх взрослых и стремление дистанцироваться, уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании и наркоманов, переложить все ее решения на правоохранительные органы;

• тенденции решать проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий;

• все большая очевидность неэффективности и недостаточности медицинской (медикаментозной) помощи при лечении и реабилитации наркомании;

• существующая система лечения и реабилитации наркозависимых, характеризующаяся направленностью на старую социальную структуру больных (психически больных, бывших криминальных элементов и т.д.);

• преобладание в реабилитации и профилактике ведомственного подхода, что препятствует комплексному решению проблемы реабилитации и профилактики; существующие подходы к реабилитации не дают эффективности, сравнимой с мировым показателем;

• существующая система финансирования реабилитации, научных исследований в этой области и оплаты труда специалистов, не способствующая улучшению качества работы;

• ситуация с реабилитацией, приводящая к созданию мифа о неизлечимости наркомании, что утяжеляет положение наркоманов;

• наркомания на сегодняшний день стала основным источником распространения венерических заболеваний и даже СПИДа.

Подводя итоги результатов исследования причин употребления подростками одурманивающих веществ, можно сказать, что основу внутренних побудительных сил составляет действие механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым (или сверстникам), искажение процесса социализации, потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситуации, нарушения в эмоциональной или познавательной сферах, недостаток научных знаний о здоровом образе жизни, об алкоголе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их употребления для личности и общества.

С 1 июля 2012 года понятие «этиловый спирт» будет расширено, а под спиртосодержащей продукцией будет подразумеваться пищевая продукция, где содержание этилового спирта более 1,5%, в том числе различные виноматериалы, растворы, эмульсии, суспензии, виноградное, иное фруктовое и пивное сусло.

По данным Роспотребнадзора, в стране более 28 миллионов человек вовлечены в пьянство. Из 10 миллионов детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет двое употребляют алкоголь.

Согласно сведениям Национальной алкогольной ассоциации, официально признаны алкоголиками около 60 тысяч детей. Реальное число несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, намного больше. Минздравсоцразвития установил, что регулярное потребление пива у россиян начинается в 12 лет, вина - в 15 лет, водки - в 16 лет.

Что касается наркомании, то за последнее десятилетие потребление наркотиков увеличилось в 9 раз. Увеличилось и количество молодежи, потребляющей наркотики. Если в 2001 году количество зарегистрированных наркоманов составляло 369 тысяч человек, то в 2011 их число достигло 6, 5 миллионов. Из них почти 3 миллиона моложе 25 лет. По статистическим данным, 40% нынешней молодежи имеет опыт употребления наркотиков. Самое страшное, что средний возраст приобщения к наркотикам составляет 11 - 13 лет. С каждым годом растет годовой оборот наркотиков. В 2011 году он составил 200 тонн.

Алкогольные коктейли, согласно последним социологическим опросам, самый покупаемый напиток среди детей от 13 до 17 лет. При этом средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет.

В борьбе с алкогольной и наркотической вовлеченностью молодежи важен комплексный подход и совмещение не только запретительных мер, но и способов замещения девиантной культуры общепризнанными ценностями.

По данным мониторинга, проведенного Минспорттуризмом России, в результате работы 646 учреждений органов по делам молодежи на территории Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений и борьбы с алкоголизацией и наркотизацией в молодежной среде за 2009 - 2010 гг. было охвачено более 10 миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. Было проведено свыше 230 благотворительных акций, реализовано более 80 региональных и муниципальных целевых программ по профилактике правонарушений, алкоголизма и наркомании.

При этом констатировано, что в регионах России по-прежнему существует дефицит доступных площадок и помещений для организации работы с молодежью. Количество учреждений, клубов и центров для молодежи не соответствует потребностям, а в имеющихся отмечается слабая материальная и финансовая база. Не всегда учреждения соответствуют тем задачам, которые на них возложены.

Доведена до сведения информация о том, что в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 17 июля 2009 г. (Пр-1994 ГС от 30 июля 2009 г.) в 79 субъектах Российской Федерации разработаны и утверждены нормативы минимального обеспечения молодежи региональными и муниципальными учреждениями по месту жительства. Не разработаны соответствующие нормативы в Республике Дагестан, Пермском крае, Калужской и Тамбовской областях.

В то же время учреждения органов по делам молодежи отсутствуют в 18 субъектах Российской Федерации: в республиках Адыгея, Ингушетия, Тыва, Пермском и Приморском краях, Амурской, Брянской, Владимирской, Калининградской, Нижегородской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской, Томской, Ульяновской и Челябинской областях.

На Федеральном уровне принята «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года», которая предусматривает следующие меры:

• организацию в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией;

• разработку и установление механизма координации информационных и обучающих программ и проведение кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных слоев населения и возрастных групп; пропаганду здорового образа жизни среди детей и молодежи; укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции;

• включение в основные и дополнительные общеобразовательные программы тематических вопросов по профилактике употребления алкогольной продукции среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

• обеспечение широкой доступности лечебно-профилактических программ, нацеленных на семью;

• совершенствование и развитие организации оказания медицинской наркологической помощи лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом;

• создание реабилитационных и психологических центров по профилактике алкоголизма для работы с населением, особенно с молодежью, в том числе центров по подготовке специалистов-психологов;

• разработку и реализацию мер антиалкогольной политики в местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;

• осуществление политики ценообразования, обеспечивающей установление потребительских цен на алкогольную продукцию с учетом содержания в ней этилового спирта;

• разработку и принятие технических регламентов о требованиях к безопасности алкогольной и спиртосодержащей продукции;

• снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени;

• ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, особенно детей и молодежи;

• запрещение использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;

• ограничение проведения нацеленных на содействие потреблению алкогольной продукции мероприятий, в том числе винных, пивных фестивалей и конкурсов;

• создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских качественных вин в целях формирования культуры потребления алкогольной продукции;

• усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний;

• разработку и осуществление мер по противодействию реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, по усилению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции;

• принятие мер по поддержке общественных и религиозных организаций в пропаганде и осуществлении инициатив, направленных на противодействие злоупотреблению алкогольной продукцией;

• совершенствование системы мониторинга потребления алкогольной продукции и оценки эффективности реализации мер государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией;

• разработку и осуществление субъектами Российской Федерации региональных программ (пилотных проектов) в целях реализации настоящей Концепции.

По результатам анализа, проведенного Общественной палатой Брянской области, регион в целом находится в общероссийском тренде. Состояние работы в сфере борьбы и профилактики молодежного алкоголизма и наркомании находится на невысоком уровне. Стоит отметить весомый вклад правоохранительных структур, органов государственной власти Брянской области, Брянской Епархии, общественных структур.

Видится необходимым уделить особое внимание созданию механизмов реализации на территории Брянской области мер Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года.

Исходя из крайне высокой социальной значимости проблемы наркомании и алкоголизации молодежи Президиум Общественной палаты Брянской области решил:

I. Рекомендовать Администрации Брянской области

1. В целях консолидации работы всех структур рассмотреть вопрос о создании в Брянской области Комиссии по противодействию алкоголизации молодежи Брянской области и включить в нее представителей молодежных общественных структур.

II. Рекомендовать Брянской областной Думе

1. Рассмотреть варианты снижения доступности для приобретения алкоголя, пива и энергетиков населением Брянской области:

а. введение так называемых «Дней трезвости», когда в определенные дни запрещена продажа алкогольных напитков на территории области;

б. введение запрещения на продажу алкогольной продукции во время проведения спортивных, культурно-массовых, иных зрелищных мероприятий в радиусе 2000 метров, а также в парках и скверах.

III. Рекомендовать органам исполнительной власти Брянской области

1. Рассмотреть деятельность частных центров по реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом.

2. Организовать регулярные фотовыставки, порочащие практику употребления наркотиков и алкоголя в среде молодежи на понятном ей языке.

IV. Предложить главам муниципальных образований города и области рассмотреть вопрос о создании досуговых центров для молодежи, социальных кафе.

V. Рекомендовать правоохранительным органам Брянской области усилить контроль за соблюдением ФЗ № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" на начальном этапе его действия.

VI. Обратиться к средствам массовой информации с просьбой активизировать пропаганду здорового образа жизни и широко использовать социальную рекламу для формирования негативного отношения к алкоголю и наркотикам.

 
 
 
Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску
© Общественная палата Брянской области
Разработка и поддержка сайта —
Bryansk.in